Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Не хочу учиться!!!

Вопрос:

У ребенка 6 лет отсутствует мотивация к обучению. Что с этим делать?

Ответ:

Когда ребенок 5–6 лет отказывается учиться, это раздражает и настораживает родителей: он что, хуже других? Как же он будет учиться в школе? Тут есть и родительское честолюбие: все подающие надежды дети должны как можно раньше начать читать… Если ваш ребенок не желает корпеть над букварем, попытайтесь понять: чего он хочет? Если его любимое дело – играть, если он легко придумывает сюжет, умеет договариваться с приятелями о ходе игры, тогда все с ним нормально. В шесть лет многие дети не готовы к обучению по типу школьного (то есть по учебникам учиться писать, читать, считать). Это связано с особенностями детского мозга и мотивации. В этом возрасте у многих детей недостаточно развиты центры мозга, которые отвечают за произвольную регуляцию поведения и внимания. Это значит, что он не может направить и удерживать свое внимание на том, что ему не интересно, а нужно взрослым. Не обладает еще такими возможностями. Потом сможет, как подрастет, а сейчас не может и не будет. Мотивация шестилетних детей сконцентрирована на игре, а не на учебе. Причем игра, как ведущая, самая полезная деятельность для дошкольного возраста оказывает на ребенка наиболее благоприятное воздействие в плане развития нужных качеств характера, в том числе воли, целенаправленности, усидчивости. Чтобы развить эти качества, а это самое главное к началу школы, нужно не усаживать его за учебники (в надежде, что именно так усидчивость разовьется), а наоборот, позволить ему физически двигаться и играть с ровесниками, заниматься свободным творчеством. Главное, что должно быть готовым к школе – готовность и желание учиться.

Ребенок ходит в детский сад, там он узнает много интересных фактов об окружающем мире, учится писать, считать и читать. А зачем все это надо? Может быть, можно просто поиграть на занятиях, а потом прийти домой и все забыть? Ребенку не понятна польза учебы, потому что родители очень часто не дают чаду реализовать на практике полученные знания, не задумываясь при этом, что и им самим пригодятся новые навыки ребенка.

Дайте будущему школьнику ответственные поручения:

1. Малыш научился в саду читать? Прекрасно, вручите ему список продуктов, которые надо купить, и отправляйтесь в магазин. Пусть контролирует, ничего не забыли?

2. Ребенок уже умеет писать печатные буквы и составлять из них простые слова? Дайте ему красивые цветные листочки и попросите подписать ящики с игрушками, баночки со специями, крупой.

3. Сыну или дочке нравится математика, ребенок ловко справляется с заданиями по этому предмету? Предложите ему во время вечернего чая разделить поровну между всеми членами семьи сладости.

4. Может быть, малышу нравится изучать правила дорожного движения? Как хорошо, теперь есть, кому переводить вас через дорогу.

5. У ребенка в садике есть занятия по основам жизнедеятельности? Отлично, отныне вы в безопасности: малыш всегда подскажет, где нужно проявить осторожность.

Используйте лото с короткими подписями под картинками, самодельные книжки: картинка + буква или картинка + слово, вместе играйте в «школу», «почту», «картинную галерею». Многих детей увлекает игра в «вывески». Например, вы ждете гостей из другой страны. Напишите и развесьте по дому таблички с названиями неизвестных им предметов: «стол», «шкаф», «лампа»... А когда ветер сорвет и перепутает все вывески, некоторые (самые короткие) придется написать заново... Играйте с ребенком в свое удовольствие и имейте в виду: жесткой связи между ранним обучением чтению и будущими гениальными свершениями не существует.
Ответил специалист: