Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

подростки

Вопрос:

Как заинтересовать 14-летнего и 12-летнего сына заниматься спортом и заботиться о своём здоровье?

Ответ:

Здравствуйте! Тот факт, что Вы задаетесь подобным вопросом, скорее всего, говорит о том, что привычные Вам стратегии убеждения не работают. Сопротивляться убеждению естественно для подростков, так как, начиная с 3 лет, дети учатся опираться на себя, на свои желания и решения, строить мир по-своему, и в подростковом возрасте это достигает своего пика. Тем не менее, детям не всегда удается сформулировать желание, быть заинтересованным в его выполнении, нести за него ответственность, учитывать последствия и т. д. Поэтому, некоторые родители начинают что-то хотеть вместо ребенка. Формулируют вместо него желание, заставляют ребенка ему следовать, и навязывают ответственность: «Тебе же это надо, давай, иди на секцию!» А ребенок не может понять, в какой момент ему это понадобилось. Первые два раза он сходит, чтобы не обижать маму, вторые два раза – чтобы избежать конфликтов, потом – начнет сопротивляться прямо пропорционально родительской настойчивости.

Есть и другой сценарий – ему это внезапно понравится, он найдет в занятиях свою прелесть, и ходить на них будет дольше и охотнее. Этот вариант более естественен для младших школьников. Но он чреват тем, что принимать решения и формулировать желания ребенок так и не научится. Он научится адаптироваться к чужим желаниям, идти на компромиссы, но будет отвергать собственное мнение и не принимать во внимание, чего же ему хочется. Это будет происходить потому, что энергия, необходимая для того, чтобы обозначить свое желание, следовать ему, будет уходить на примирение с родительскими желаниями.

В итоге, к подростковому возрасту, он, научившись противостоять родительскому влиянию, может четко и уверенно сказать на вышеупомянутую фразу: «Нет, это не мне надо, это надо тебе!» И тогда родитель спрашивает: «А чего же ты хочешь сам?» (Крайне распространенная форма в подобных вопросах - «хочешь сам». Как будто хотеть можно не самому, но синтаксис явно намекает, что, да, можно). А подросток ничего не отвечает и уходит в свою комнату. Он не знает, чего он хочет. Однако, он хорошо разобрался в том, чего он не хочет. Не хочет, чтобы хотели за него. А свои желания не нащупываются, они слишком слабы, нереальны, неустойчивы. Поэтому, лучше сесть за компьютер и найти игру, подходящую по содержанию на содержание желаний.

И здесь задача родителя – помочь ребенку опереться на его собственные хотелки.

1. Нащупать желание ребенка, любое, самое фантастическое, опасное для жизни. Если он играет за компьютером, посмотреть, в какие игры он играет, что там ему нравится больше всего, как это может быть связано с реальностью и ассортиментом секций и кружков. Обязательно нужно поговорить об этом желании с ним, найти точки опоры, узнать, насколько горячо ребенок этого хочет, сколько сил он готов в это вложить.

2. Выстроить цепочку: «Я хочу» - «я делаю» - «я получаю результат». Подтвердить потребность ребенка, описать радость от полученного результата, описать содержание усилий. Избегать слов «надо», «нужно», «должен». Для подростка «я должен» и «я хочу» - это диаметрально противоположные понятия, которые просто не имеют права стоять в одном предложении.

3. Если ребенок решил попробовать походить на секцию – помочь ему организовать расписание дня таким образом, чтобы обеспечить стабильность посещений, чтобы каждый раз он мог «подготовить свое сердце ко встрече» с необходимостью прикладывать усилия ради своего желания. Для ребенка нести ответственность за свои желания – это относительно сложный навык, на это требуется много сил.

4. Ни в коем случае не манипулировать желанием ребенка ходить на секцию. «Пока не сделаешь уроки, на секцию не пойдешь!» И там, и там – сложная развивающая деятельность, требующая от ребенка значительных энергетических вложений.
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович