Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Дети

Вопрос:

Дочке 4,5 года. Воспитатели, руководитель танцев говорят, что она лениться. Т.е. она может что-то сделать, но ей лень и она не делает. Либо делает, но не старается. Как вести родителям себя в такой ситуации?

Ответ:

Добрый день! Если я правильно Вас понимаю, дочка способна выполнять стоящие перед ней задачи, у нее это периодически получается, но, тем не менее, время от времени, она не выполняет их, или выполняет частично, не доделывая до конца. Если мы хотим выяснить причины такого поведения девочки, понятие лени нас только запутает. Говоря о человеке, что он ленивый, мы, скорее выражаем свое отношение к нему, чем пытаемся объяснить отсутствие у него мотивации.
Есть ряд возможных причин, в силу которых ребенок может «выпадать» из деятельности.

1. Важно понимать особенности развития волевой сферы в возрасте 4-5 лет. Удерживать учебную задачу, концентрировать волевые усилия на ее выполнении ребенок учится в 6-7 лет, не раньше. До этого возраста он только подбирается к этому умению, причем, с помощью игры. В возрасте от 3-4 до 6-7 лет игра – основной двигатель развития ребенка, поэтому педагоги ДО обязательно включают игровые моменты в обучение. Однако, прежде, чем обучаться с помощью игры, ребенок должен сначала просто научиться играть. Сначала с родителями, потом – (более сложный уровень) – со сверстниками. Игра эволюционирует, в ней появляются правила. Ребенок учится эти правила соблюдать и, тем самым, готовит себя к школе, школьным правилам и порядкам. В тех играх, в которые вы играете с дочкой, есть правила, условия, которые необходимо соблюдать? Девочка может их выполнять, хотя бы частично? Если нет, значит, игра еще не «созрела», и обучать с ее помощью пока рано. Можно просто играть, потихоньку усложняя игры, вводя туда более сложные элементы, проводя с девочкой больше времени. Пользы это принесет не меньше.


2. Обязательно стоит учитывать тот факт, что ребенок в этом возрасте воспринимает любую задачу, в первую очередь, эмоционально. Эмоции и удовольствие, которые он получает от тех же танцев, для него, как правило, гораздо важнее, чем наличие медалей, дипломов и грамот. Если он и радуется им, то из-за того, что с ними связано большое количество позитивных переживаний. Соответственно, если те же танцы вызывают у ребенка чувство неудачи, тревогу, подавленность, если присутствует систематическое давление со стороны тренера или родственников, в общем, если с деятельностью связано большое количество негативных эмоций – мотивация к выполнению резко падает. В этом случае целесообразно ставить перед девочкой однозначно выполнимые задачи, с которыми она обязательно справится (создавать ситуацию успеха), отмечать ее удачи более отчетливо и наглядно, искренне радоваться ее успехам и показывать эту радость дочери.


3. Если ребенок часто отвлекается, ему трудно сконцентрироваться не только на новой и сложной деятельности, но и на привычной, простой, сложно удерживать внимание на одном деле, он быстро перескакивает от одного занятия к другому, не заканчивая ни одно – возможно, это обусловлено индивидуальными свойствами нервной системы, высокой подвижностью и низкой тормозимостью нервных процессов. Это физиологически обусловленные характеристики, которые слабо меняются с возрастом. В этом случае, одни родители ведут своего ребенка по врачам, где на него вешают диагноз наподобие СДВГ, другие – упорядочивают и стабилизируют обстановку вокруг ребенка: убирают из детской лишние раздражители (включенные телевизоры, большое количество ярких игрушек на видном месте, в общем, то, что перетягивает на себя внимание ребенка), ставят перед ним как можно более конкретные и «решабельные» задачи, выстраивают относительно четкий распорядок дня, обязательно включающий периоды бездеятельного отдыха и физической разрядки, когда можно побегать и побеситься. Соответственно, определенные виды деятельности, монотонные или требующие педантичности, пунктуальности, постоянного напряжения, конкуренции, для такого ребенка будут непосильны и будут только дестабилизировать его психику.


4. Спад мотивации происходит и тогда, когда желание ходить на секцию принадлежит в большей степени родителю, чем ребенку. О мотивации, в этом случае, говорить-то и не приходится. Конечно, в 3-4-5-6 лет от ребенка не стоит ждать ответственных, осознанных решений, прогнозирования последствий и необходимых усилий. Ребенок может захотеть пойти на секцию после просмотра фильма, на эмоциях. Это не значит, что он готов несколько лет заниматься тем, что ему неинтересно. Родитель может попробовать увлечь его, показать, как с помощью тех же танцев можно получать радость от жизни. Но, если ребенок не откликается на это, если после нескольких занятий идет в секцию «из-под палки», значит, о танцах больше мечтает родитель, чем сам ребенок. Если продолжать такую практику, это может привести к тому, что ребенок сначала будет лениться, потом попытается обманывать, «теряя» учебные принадлежности, симулируя болезни, потом будет открыто протестовать, в итоге – может начать болеть по-настоящему. В итоге, можно добиться такого эффекта, который выказывают некоторые ученики музыкальных школ, когда один взгляд на инструмент у них вызывает тошноту. Поэтому, обязательно убедитесь, что пребывание в секции вызывает у девочки радость, что она способна получать положительные эмоции от этой деятельности в большей степени, чем от поощрения за нее. Если дочка не умеет получать радость от того, что она делает на секции, тогда, возможно, было бы целесообразно отказаться от занятий.


5. Наконец, есть еще и фактор стресса. Если вы недавно переезжали, меняли детский садик, или существует какая-то подобная ситуация, которая требует от ребенка стрессоустойчивости, то ждать от девочки в это время академических успехов не стоит. Ее внутренняя энергия уходит на борьбу со стрессом, поэтому, остальные сферы жизни закономерно «проваливаются». Когда обстановка стабилизируется, все придет в норму. При этом, родителю важно постараться, чтобы ребенка не травмировали его собственные неудачи.
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович