Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Ребенок кидает игрушки/предметы

Вопрос:

Здравствуйте! Подскажите как себя вести если ребенок постоянно кидает игрушки и др.предметы в маму, родных , животных и т д. Сын 2 года 3 мес. Это продолжается уже давно. Недавно кинул игрушку в попугая , попал в глазик был ушиб все опухло (сейчас попугай жив.все хорошо)) это была последняя капля моего терпения... Так же в кота постоянно кидает, в меня если я не выполняю его желания, в бабушек дедушек. Очень боюсь что зарядит в детей когда ходим в развивашку .Еле сдерживаю себя в руках при очередном поподании игрушкой в мою голову... Каждый раз проговариваю что мне больно, что птичка заболела из за этого поступка , вместе лечим. Бесполезно. Ругаем ручки что они кидают игрушки. И ручки получали и попа... и увожу в другую комнату если обижает кого то. Игрушки убераю частично что кидает особо.Но это не прекращается. Раньше еще и кусался , сейчас реже. Когда разхулиганится и в основном меня кусает. Что делать с этим хулиганом ?! И что я делаю не так? И как держать в себя в руках? Ведь где кидать можно там не интересно ... предлагаю мячики и мягкие игрушки в корзину ( дома ни кто не дерется,не кидается .папа почти всегда в командировке,мы с сынов вдвоем дома.У бабушки ведет себя плохо,стараемся не ходить часто)

Ответ:

Здравствуйте! В 2 года проявления агрессии у ребенка – это, в целом, типично. С возраста 1,5 лет ребенок начинает психологически отделяться от мамы, ощущать себя отдельным существом, осознавать свои желания, выражать эмоции чем-то, помимо крика и плача. Соответственно, в возрасте 3 лет развивается кризис, связанный с обретением самостоятельности. 2 года – это один из самых «капризных» возрастов, ребенок уже относительно определился с тем, что он хочет, но не знает, как об этом уведомить маму.
У ребёнка этого возраста очень много поводов для злости.
А) Агрессия может проявляться в результате усталости, сенсорной перегрузки, если дома, например, все время шумно, много людей, разговоров, работает телевизор. Это выявить достаточно просто – надо понаблюдать за ребенком, когда именно, при каких условиях он «вспыхивает», и минимизировать дискомфорт.
Б) Агрессия может быть следствием высокой активности ребенка и отсутствием возможностей для того, чтобы эту активность реализовать. Если Ваш сын подвижный «живчик» - у него много энергии, соответственно, много эмоций, требующих выхода, и это нормально.
В) Агрессия в большинстве случаев – это реакция на запреты, на границы, которые родитель ставит ребенку. Справиться с первым услышанным «нет» - это большая работа, которая состоит, отчасти, в умении терпеть и ждать.
Бросая игрушки, ребенок выражает злость, гнев, протест тем способом, на который он способен, и на который реагируют. Нужно очень четко понимать, что дети в этом возрасте не умеют контролировать свои эмоции, не умеют останавливать в себе злость, поэтому, они - не хулиганы, они - не делают все назло, осознанно причиняя боль.
В этом случае, перед родителями стоит, как минимум, две важные задачи:
1. Поработать, пожить, со своими эмоциями, понаблюдать за ними. Как Вы реагируете на то, что Вас раздражает, какие методы для снятия раздражения используете? Как выражаете негативные эмоции? Какие из этих методов будут полезны для ребенка? Не забывайте о всемогущем средстве воспитания – собственном примере. Варианты поведения у ребенка появляются сначала - как спонтанная реакция (есть захотелось – легкие работают – звук идет - закричал), а потом – по принципу «А так можно было?». Если родитель позволяет себе выражать негативные эмоции, например, разбивая тарелки – а что, так можно было? Ух ты, работает!
Так ребенок учится всем формам социального поведения, начиная от выражения эмоций и заканчивая насилием и употреблением алкоголя. Поэтому, лучший способ выработать «внутреннее табу» на определенное поведение – это не давать его в качестве примера. Так, например, некий молодой человек будет смотреть на своего знакомого, бьющего девушку, со смесью ужаса и недоумения. И эти эмоции будут обусловлены тем, что в его семье никто никогда ни на кого руку не поднимал.
2. Помочь ребенку выражать злость более приемлемыми и менее травматичными для окружающих способами. А) Важно предъявить четкий запрет, что бить людей и бросаться игрушками нельзя, обязательно объяснить, что им больно и т. д. Запрет нужно повторять снова и снова: одним разом, как Вы уже, наверняка, убедились, дело не ограничится.
Б) Крайне важно разрешать ребенку злиться (А разрешаете ли Вы себе злиться? См п.1). Злость – абсолютно здоровое чувство, как радость, удивление, грусть. Она придает сил, помогает сопротивляться, канализирует энергию. Если выставить ребенку табу на злость, то, каждый раз испытывая агрессию, ребенок будет думать «Я - плохой». Злость будет заменяться стыдом и виной, а они – ослабляют, дают чувство неполноценности.
В) Обязательно отражайте ребенку его чувства и их причины: «Ты злишься», «Ты обижен на …», «У тебя не получается рисунок» и т. д. Это надо делать постоянно, особенно в этом возрасте.
Г) Предлагать ребенку канал для выплеска агрессии, раз за разом. Можно рвать бумагу, мять пластилин, но не тогда, когда заняться нечем, а тогда, когда эмоция актуальна, когда «горит» и требует выхода. Кидать мягкие игрушки в корзину – неинтересно и сложно. Неинтересно, потому, что нет грохота, возмущенной реакции пространства, а сложно – потому, что надо концентрироваться, чтобы попасть. Важно подобрать такой способ, чтобы он отвечал желанию ребенка выразить эмоцию, а не подавить ее. В данном случае, даже возмущенный крик (вербальная агрессия) – более зрелое поведение, чем насилие над попугаями.
По поводу физических наказаний. Шлепок пригоден только, чтобы переключить внимание ребенка на свои тактильные ощущения. Как средство «посмотри на свою боль, чтобы понять чужую» - не работает никогда и нигде. Своя и чужая боль – это две разные вселенные, и чужую боль человек познает посредством сострадания, а не мазохизма. Мало того, ребенок сталкивается с жестким диссонансом: как принять то, что любящий и любимый человек причиняет тебе боль? Для детства эта задача неразрешима, и ответы на этот вопрос имеют форму: «если меня бьют люди, которые меня любят – значит, я плохой», либо «бьет – значит, любит». Вам нужны такие эффекты?
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович