Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Мой муж умер. Как помочь ребенку пережить утрату?

Вопрос:

Здравствуйте! У нас в семье случилось горе – умер мой муж. Остались мы с дочкой. Прошло уже полгода, но дочка всё ещё грустит по папе. Мне, конечно, некогда грустить – работа, хлопоты… Как я могу помочь ей радоваться детству, жизни? Хотя мне самой совсем не радостно.

Ответ:

Здравствуйте!
Горевание является своего рода ответом на произошедшее, связью с реальностью и естественной реакцией психики.
Говоря о ребенке, у которого не стало папы, важно понимать, что, согласно современным взглядам на этот вопрос, малыши до 2-х лет не способны понять, что такое смерть.
После 2-х лет и до 6-ти у детей начинается формирование своего понимания смерти. Они уже способны понять, что человека не стало, но еще не способны принять полное прекращение земной жизни. Детям в таком возрасте кажется, что умирают «не насовсем».
После 6-ти и до 10-ти лет начинают воспринимать смерть как реальность и как окончательное явление. Становясь подростками, они уже полностью принимают имеющуюся концепцию смерти.
Потеряв отца, мать или близкого человека, детская психика проходит те же этапы, что и психика взрослых:
– шок,
– отрицание,
– гнев,
– депрессия и отчаяние,
– чувство вины,
– постепенное принятие.
На этих этапах дети решают те же задачи, что и взрослые. Их всего четыре:
- признание факта потери (ребенок должен осознать, что любимый человек умер, он ушел и никогда не вернется);
- переживание боли потери (ребенок должен выразить все чувства, даже сложные, и если ребенок этого не смог сделать естественным способом, то проработать этот момент с психологом);
- начало взаимодействия с домашними, для которых смерть родного или близкого человека тоже большая потеря и которые так же начинают новую жизнь, уже без ушедшего;
- выстраивание нового отношения к ушедшему и продолжение жизни, только уже без него.
Закончить последнюю задачу труднее всего. Задача может считаться выполненной при возникновении ощущения, что любовь и привязанность к другому человеку тоже возможны.
Стоит обратить внимание на распространенные заблуждения касательно того, как следует относиться к ребенку, который переживает утрату. К ним относятся:
- замалчивание факта смерти;
- отказ ребенку в праве посещать могилу умершего;
- сокрытие своего горевания.
Наиболее частое заблуждение – замалчивать факт смерти, заменяя его ложью (уехал, улетел в космос и проч.)
Всегда необходимо извещать о кончине родного человека. Дети (да и взрослые тоже) всегда так или иначе чувствуют, что отсутствующего родного нет в живых. Это может происходить по-разному: им снятся сны, терзают различные догадки.
Сведения о кончине родного человека сохранить в тайне невозможно, поскольку это будет находиться в бессознательном. Также дети считывают эту информацию с родных, которые горюют.
Не стоит скрывать факта смерти отца или препятствовать выражать малышу свои чувства по поводу страшной новости. В противном случае неизбежны различные патологические реакции, к примеру:
● долгое неуправляемое поведение;
● острый страх потерять еще кого-то из родных или любимых (маму);
● полная апатия и отсутствие проявлений чувств.
Важно понимать, что ребенку проще переживать горе свое и членов семьи, чем замалчивание или ложь. Для ребенка имеет большое значение включение в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не должны игнорироваться. Это самое основное правило, так как ребенок должен отгоревать свою потерю.
Он может плакать или гневаться, вспоминать печальные или забавные ситуации с умершим. Хорошо поглядеть совместно с другими горюющими его фотографии, преподнести ему подарок, нарисовать все, что чувствует или обняться, посидеть в молчании, поговорить, позадавать вопросы. Все это и является гореванием для ребенка.
Отказ ребенку в праве посещать могилу умершего.
Вне зависимости от количества лет, стоит брать ребенка на похороны родителя.
Ритуал провожания в последний путь в любой из религий организован так, что каждый участник церемонии имеет возможность по-настоящему проститься с умершим. Если лишить ребенка этой возможности, то можно спровоцировать у него патологическое горе. Работа с ним все равно проходит с воссозданием сцены похорон. Поэтому лучше просто взять ребенка на настоящий ритуал погребения.

Сокрытие и отрицание собственных переживаний при ребёнке.
Важно помочь осиротевшему отреагировать свои чувства. Их можно называть - ты грустишь, ты обижен, ты злишься и т. д. Когда чувства будут пережиты, у ребенка сформируются такие понятия, как:
– время и бесконечность,
– обновление;
– трансформация;
– необратимость,
– случайность.

Наконец, оставшемуся родителю можно посоветовать:
1. Наблюдать за переменами в поведении малыша, который потерял кого-то из родных. В 1-ые недели может возникнуть стремление к обособленности, враждебность, гнев, беспокойность, рассеянность. К этому следует отнестись с терпением, постараться не демонстрировать своего недовольства или удивления, не принуждать ребенка совершать какие-то действия против его желания.
2. Если ребенок желает пообщаться, необходимо обязательно найти для этого время. В этот период следует быть особенно внимательным к ребенку. Также стоит почаще к нему прикасаться.
3. Постараться почаще приглашать в гости лучших его друзей или ровесников. доброжелательно настроенных к нему.
4. Подготовиться к вопросам со стороны ребенка, быть всегда предельно честным в ответах.
5. Доказать и показать на своем примере, что плакать в такой ситуации не стыдно.
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович