Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Умер отец и никакой реакции

Вопрос:

Мальчику 8 лет. Умер отец. Когда ребенку об этом сказали, он был на горке, катался. Его отвели в сторону, посадили на скамейку, сказали. Он посидел немного, кивнул и пошел кататься дальше. Общался и смеялся, как ни в чем не бывало. Что это такое?

Ответ:

Здравствуйте!
Такое поведение ребенка является специфической реакцией на шокирующее известие. Ребенок может продолжать играть, демонстрировать все эмоции, как будто этой новости он не слышал. Тем не менее, выражение лица, улыбка, взгляд могут быть «замороженными», напряженными, как бы искусственными. Игровые действия могут приобрести стереотипный характер: подбежал к горке, забрался, скатился, снова подбежал, забрался, скатился, много раз без перерыва, без отвлечения на отреагирование эмоций.
Суть работы горя двойственна: защитить человека от невыносимости утраты и, одновременно, создать образ умершего таким образом, чтобы была возможность хранить этот образ в памяти. Детское сознание не слишком хорошо приспособлено для понимания того, что смерть – это когда человека нет совсем, навсегда, без шансов на возвращение. И защиты от этого переживания могут быть странные, нелогичные.
Задача родителей здесь – очень внимательно отслеживать состояние ребенка, по возможности, говорить с ним о потере. Важно постараться открыть для ребенка процесс горевания, однако стоит делать это, очень осторожно – может быть, та схема работы, которую выбрал ребенок – единственная посильная для него в этот момент. Спустя какое-то время – до нескольких дней – ребенок может резко уйти в слезы. Не старайтесь их останавливать в этот момент, плач – самая адаптивная форма отреагирования горя. Важно включать ребенка в процесс прощания с умершим: невысказанная скорбь, невыплаканные слезы могут стать поводом для дальнейшего переживания чувства вины. Конечно, не стоит педалировать эту тему, настойчиво побуждать ребенка к какой-либо активности, например, целовать в лоб покойника. Предлагайте ребенку ту активность, на которую он будет согласен, откликнется, например, нарисовать что-то, на прощание, положить в гроб. Также, важно оградить ребенка от чужих неуместных высказываний, наподобие: «Не плачь, в слезах умершего утопишь» или «Плачь, что не плачешь, не любил его, что ли?»
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович