Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Моя дочь ничего не хочет

Вопрос:

Моя дочь ничего не хочет, ей ничего не интересно. Приходит со школы, запирается в комнате и просто ничего не делает. Или музыку слушает в наушниках, или в компьютерные игры играет. Девице 13 лет.

Ответ:

Здравствуйте!

Пассивность и дефицит мотивации – это весьма актуальная современная проблема, о которой стоит сказать подробно.
Чаще всего пассивность и апатия имеют далеко не одну причину, причем не только внешнюю, но и внутреннюю. Говоря об отсутствии мотивации, стоит обратить внимание на несколько факторов:
• Личное время
• Обязанности по дому
• Признаки депрессивного состояния
• Рассеянность
• Стресс
• Мотивации нет вообще ни в чем или в чем-то конкретном

Личное время
У многих современных подростков жизнь расписана по минутам, им некогда побыть наедине с собой, ощутить свою целостность, проверить свои желания на истинность (я ли этого хочу или кто-то?). Возможность быть наедине с собой становится для любого современного человека непозволительной роскошью. Нет ничего плохого в том, чтобы позволить ребенку быть наедине с собой и делать то, что ему хочется.

Обязанности по дому
В предподростковом и подростковом периоде детям редко интересны хозяйственные дела. Как правило, они больше сосредоточены на социализации, общении со сверстниками, группировании, стремятся разделять интересы группы, к которой они себя относят. При этом им свойственно презрение к старшим. Нет ничего удивительного в том, что ребенок становится равнодушен к домашним делам.

Признаки депрессивного состояния
Тревожным признаком можно считать апатию, если ребенок всегда до этого был активным, любознательным и общительным. Такое внезапное преображение может быть признаком депрессивного состояния. Тут стоит прислушаться к тому, как ребенок говорит о самом себе. Если звучат фразы наподобие “у меня ничего не выходит, все бессмысленно, зачем что-то делать, если все равно все кончится плохо” – это повод для беспокойства и обращения за консультацией к специалистам.

Рассеянность
Иногда за отсутствие мотивации родители принимают неспособность ребенка сосредоточиться на чем-то одном. Трудности с произвольным вниманием время от времени могут испытывать многие. Если же такое происходит систематически, то ребенку традиционно присваивается диагноз “дефицит внимания”. Причин такого состояния на самом деле может быть много. Разобраться помогут специалисты.

Стресс
Апатия и неимение интереса к каким-либо занятиям может быть следствием переживания стресса. Существует стереотип в отношении ребенка, который выражается в словах родителей “да какие у тебя нервы!”. К сожалению, это большая ошибка. У детей круг интересов, занятий, общения изначально более узкий, чем у взрослых, поэтому и сложности в этих областях они воспринимают острее. Небрежно брошенная фраза о лишнем весе, подкрепленная смехом, ссора с другом или подругой может стать серьезным испытанием для ребенка.

Мотивации нет вообще ни в чем или в чем-то конкретном
Внешняя апатия, лень или безразличие в отношении учебы могут быть связаны с какими-либо сложностями в школе – ребенка дразнят, учитель ведет себя некорректно и т. д. Утром ребенок, собираясь в школу, может демонстрировать отсутствие интереса к тому, чтобы быстрее собраться, вовремя выйти. Это может расстраивать и раздражать родителей. Однако справедливо будет задаться вопросом: это в принципе отсутствие мотивации или ребенок не верит, что там вообще может быть что-то хорошее для него, что там его может ожидать успех.

Что можно предпринять
Если вы уже много раз пытались мотивировать ребенка и при этом безуспешно - не значит, что сделать уже ничего невозможно. Начать можно с ограничения времени пребывания за компьютером или гаджетами. Это необходимо сделать не агрессивным, но очень твёрдо.

Экспериментальные занятия. Ребёнку можно предложить экспериментальные занятия. Для этого нужно вспомнить, что ваша дочь любит и что у него раньше вызвало интерес. Опираясь на это, можно предложить ей записаться в какую-нибудь секцию или кружок. Возможно, это сможет ее заинтересовать.

Установка требований. Полезно будет установить несложные требования к ребёнку. Они могут касаться, например, помощи по дому. Конечно, особенной пользы для общего дела это не принесет, но зато будет полезно для ваших с ней отношений и дочери будет больше понятно, что ей делать и что ожидать. Это должно повысить интерес к реальности.

Личный пример. Чтобы заинтересовать чем-то свою дочь, можно брать ее с собой на какие-то мероприятия, которые интересны Вам. Ваша заинтересованность может спровоцировать у дочери соответствующий увлеченный настрой. Девочка может остаться с Вами в Вашей области интересов или направить её на то, что ближе ей.

Ненавязчивые подсказки. Подтолкнуть к интересу можно оставленной на виду или на личном столе у дочери интересной книгой, настроенным музыкальным инструментом, глянцевыми журналами с фотографиями музеев, сцен из спектаклей и др. Эти вещи должны постоянно быть на виду, привлекательно выглядеть. Можно ненавязчиво заводить разговор о том, что в местном театре новая постановка и было бы здорово на нее попасть. Но все же это в первую очередь зацепка, которую дочери необходимо использовать самой или же не использовать.

Мотивация не возникает сама по себе. Но ее можно формировать, как привычку. И ребенку вполне возможно в этом помочь.
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович