Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Ребёнок идёт в первый класс

Вопрос:

1. Ребенку идти в первый класс, я боюсь, что он не готов к школе. Формально, по тестам, готовность к школе присутствует, но он не знает элементарных понятий, не умеет сосредотачиваться на решении задачи, весь в фантазиях и играх.

Ответ:

Здравствуйте! К подобным переживаниям склонно большинство родителей, любящих своих детей. Абсолютно нормально, когда родитель переживает за успехи и неудачи ребенка, ждет от него определенных свершений, беспокоится, а все ли в норме развития. Это беспокойство может помогать родителю проводить больше времени с ребенком, поддерживать его, больше требовать с него и с себя. Однако если беспокойства слишком много, если все время кажется, что ребенок не успевает, что он глупый, ленивый, несобранный, «одни игрушки на уме», если возрастает тревога, когда вы смотрите на календарь, - значит, возможно, здесь бОльшую роль играет ваш страх, а не реальные способности ребенка. Чтобы справиться с этими страхами, можно и важно при дальнейшей оценке способностей вашего ребенка учесть следующие положения.
1. В каждом возрасте есть определенный ведущий вид деятельности, через которую ребенок развивается: в дошкольном возрасте это игра, в школьном – учеба. Но ведущая деятельность не меняется по щелчку – ни в день семилетия ребенка, ни 1 сентября. Важно понимать, что ребенок будет возвращаться к игре и в 7 и в 8 лет – это привычный инструмент изучения мира, в то время как к учебе надо привыкнуть.
2. Стоит учитывать такое явление как школьный стресс. Какие бы ожидания ни лелеял ребенок (равно как и родитель) по поводу первых учебных дней – большинству из этих ожиданий не суждено сбыться. И это стресс, с которым надо справиться, переспать, прожить его. Вполне вероятно, что в первые недели школьной жизни ребенок будет рассеян, несобран, вспыльчив, плаксив и т. д. Важно понять, что это все временно, пока идет адаптация.
3. Важно отследить внутри себя чувство тревоги, откуда оно берет свое начало. Уверены ли вы в том, что тревога родилась из-за неудач ребенка? Или в этой тревоге есть какое-то воспоминание о ваших собственных школьных неудачах, о переживаниях ваших родителей? Если внутри вас довлеет желание, «чтобы мой ребенок не совершил моих ошибок», значит, скорее всего, вы переносите свой опыт переживания неудач на неудачи ребенка. Самое время вспомнить о том, что как бы близки ни были родитель и ребенок – жизни их все равно будут отличаться по содержанию. Помогите ребенку прожить его жизнь, не накладывайте на него переживаний о своем детстве.
4. Одна из основных задач родителя – верить в своего ребенка. Помогает ли вам беспокойство и тревога выполнять эту задачу? Или только мешает? Даже самого способного ученика можно превратить в неудачника, если не будет ни одного человека вокруг него, кто бы в него верил. Поддерживайте своего ребенка, замечайте его успехи, помните наизусть все его сильные стороны, и имейте в виду, что вера прививает чувство достоинства и тому, в кого верят, и тому, кто верит.
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович