Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

логопедические проблемы

Вопрос:

У моей дочери логопедические проблемы. Наш логопед рекомендует отдать ее в речевую школу. Но я думаю, что ей необходимо тянуться за другими детьми, преодолевать свои проблемы, иначе она привыкнет к поблажками вырастет слабой, неумеющей справляться с трудностями. Меня тоже так учили, и я выросла сильной и все преодолела. Но меня пытаются разубедить, и я решила обратиться с этим вопросом к профессионалам. Правильную ли позицию по отношению к дочери я занимаю?

Ответ:

Здравствуйте!
Первое, что хотелось бы прояснить в указанной вами ситуации, это то, что ваша дочь не обязана повторять ваш личный опыт. То, что родители были вынуждены прилагать сверхусилия для преодоления личных трудностей, не означает, что дети должны идти тем же путем.

В современных школах, к сожалению, не всегда есть все условия для адаптации детей, по каким-либо причинам отстающим от других. Логопедические проблемы практически всегда влекут за собой сложности в усвоении общеобразовательной программы. Страдают гуманитарные науки (как минимум русский язык, литература), возникают сложности во взаимопонимании со сверстниками, часто складываются ситуации буллинга - травли детей, явно чем-то выделяющихся от прочих. Все это ведет к тому, что ребенок с самого начала обучения в общеобразовательной школе в нагрузку к программе получит проблемы личного характера. Они не просто будут не полезны, но и нанесут вашей девочке психологические травмы, с которыми ей придется жить и бороться не один год. Для детей с какими-либо отклонениями, пусть даже это только речь, очень важна благоприятная среда для роста и преодоления. Общеобразовательное учреждение вряд ли сможет быть полезным в вашем случае. Речевая школа, напротив, может стать тем самым благоприятным пространством.

Почему желательна речевая школа

1. Ваша дочь будет в своей среде. Когда дети находятся в одном положении, нет смысла над кем-то смеяться. В общеобразовательной школе в разы больше вероятности травли той или иной степени.

2. Речевая школа нацелена конкретно на совершенствование речевых функций, имеются целенаправленные занятия, там работают специалисты, способные контролировать ход развития речи и корректировать дефекты.

3. Наполняемость класса. В среднем в таких школах в классе обучаются не более 10-12 детей. Небольшая группа обучающихся, как известно в педагогической практике, позволяет уделить больше индивидуально внимания учителя к каждому ребенку, в итоге процесс обучения проходит более благоприятно и дети имеют возможность больше усвоить.

4. Согласно опросу, проведенному среди учителей начальных классов в обычных школах, выявился тот факт, что что большинство из них не знают специфики развития ни речи, ни в целом познавательной деятельности детей, у которых наблюдаются речевые нарушения. Без этих знаний, равно как без знаний методик и приемов в работе с такими детьми невозможно поднять результаты обучения школьников и улучшить продуктивность работы.

5. Программа в речевых школах облегчена, но лишь слегка. Ровно настолько, чтобы выделить время на логопедическую гимнастику, игровую терапию, индивидуальный подход и, что крайне важно, на мониторинг логопедических успехов: педагоги следят за каждым звуком, который ученик научился произносить. Это очень поддерживает ученика, повышает его самооценку и благоприятно влияет на личностное развитие.

6. Комплексный подход. Каждый класс курирует логопед, индивидуально занимается с детьми, а также тесно взаимодействует с педагогами, а также, если нужно, с психологом и невропатологом. Речевые нарушения у всех различные, и причины их тоже. Все это учитывается работниками коррекционной школы педагоги при работе.

7. На этапе нормализации речевой деятельности дети могут продолжить свое образование в общеобразовательной школе.

Речевая школа может стать отличным шансом для вашей девочки справиться с трудностями с помощью специалистов, не пропустить из-за возможных проблем в обычной школе основы начальных предметов, сохранить психологическое здоровье и состояться в жизни.
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович