Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

успехи в школе

Вопрос:

Что сделать, чтобы ребенок сам говорил о своих успехах в школе?

Ответ:

Знать, что происходит в жизни ребенка, что его тревожит, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы решает. В некоторой степени это желание обосновано беспокойством за любимое чадо и стремлением держать контроль над ним. Однако, основным мотивом здесь будет желание своевременно поддержать ребенка в трудной ситуации. При этом выясняется, что наши дети далеко не всегда рассказывают нам о своей жизни, проблемах, страхах.

Одно из наиболее сложных положений для ребенка - это столкнуться со своим одиночеством при возникновении какой-либо трудности, ситуации, где он с ней один на один и кроме него решить ее некому. Такое положение страшно и для взрослых, которые, в отличие от детей, способны своими силами найти адекватное решение. Ребенок чаще всего не способен сделать это сам, он начинает принимать неадекватные решения, переживать стресс и лишь усугублять проблему. Особенно четко эта схема видна в жизни подростков, которые, неверно оценив ситуацию или, оказавшись не в состоянии противостоять, попадают в подозрительные компании, поддерживают проблемные знакомства, приобретают нездоровые привязанности, оказываются в группах риска или попросту увязают в плохих историях. Большинство бед с детьми случаются потому, что они не считают возможным доверить обсудить свои переживания со значимым взрослым, к родителям обращаясь в последнюю очередь.
Основные причины, почему дети не рассказывают о своих трудностях в школе,
сводятся к нескольким основным. Можно выделить следующие:
• недоверие,
• сепарация,
• семейные традиции,
• не принято рассказывать в семье (семейная традиция)
• обесценивающая обстановка в семье
• гиперопека
Недоверие. В силу каких-либо причин (излишняя строгость родителей, частое осуждение ребенка за проступки и т.д.,) ребенок боится открыть родителям всю возможную катастрофичность ситуации. Ему страшно представить, что будет, если он раскроет все тонкости произошедшего, будь то просто двойка или вырванный из дневника лист с замечанием. Чтобы ребенок мог рассказывать о том, что происходит с ним в то время, когда он вдали от вас, необходимо установить контакт с ним.
Гиперопека. В какой-то мере этот пункт относится к недоверию, но со знаком "плюс". Здесь наоборот родители могут быть слишком опекающими, слишком интересующимися, слишком участвующими в жизни ребенка и вмешивающимися в нее и принимающими случающееся с ребенком чрезмерно близко к сердцу. Школьник понимает, что любая более-менее серьезная неудача, озвученная родителям, способна выбить из равновесия и только усугубить положение. Здесь стоит уяснить, что школа выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию и дает возможность каждому человеку стать самостоятельным адекватно его возрасту, научить решать проблемы и, в итоге, не создавать их для себя. Излишнее вмешательство, в том числе и эмоциональное, здесь может только навредить. Стоит не препятствовать ребенку приобретать самостоятельность.
Сепарация. Ребенок может быть неразговорчивым из-за стремления самостоятельно справляться с происходящим. Это не отменяет упомянутых выше страхов, но в таком случае ребенок будет пользоваться другими способами, среди которых "жалоба мамочке" уже не будет рассматриваться. Как правило, такое происходит с детьми средних классов школы. В таком случае разумно будет не вмешиваться в дела ребенка. Интерес к его делам, успехам и внутренней жизни будет уместно проявлять. Однако настойчивость в получении ответов может нарушить процесс становления его самостоятельности.

Семейные традиции. Дома может быть принято поддерживать атмосферу успеха. Никто не говорит о своих трудностях, переживаниях, проблемах или делают это в минимальной степени. Столкнувшись с проблемами, ребенок, пропитанный семейной атмосферой, естественным образом поведет себя сообразно общему настрою и будет говорить в основном об о успехах, а неудачи или трудности - обесценивать.

Что делать

Существует мудрый педагогический подход, в соответствии с которым ребенка в семье ругают лишь за неправду. Все остальное – принимается. Таким образом восстанавливается доверие и теплота в отношениях между ребенком и родителями. Ребенок при этом знает, что имеет возможность прийти к отцу с матерью с любым вопросом и любой неприятностью и получить от них поддержку. Если ему не требуется ничего утаивать от родителей, которые принимают детище любым — тот научится сам себя принимать, а это, в свою очередь, поможет ему быть в контакте с собой и менять себя к лучшему, если он захочет и поймет важность этого решения.
Безусловное принятие является основанием в доверительных отношениях между родителями и ребенком. При нем школьник сможет беспрепятственно и без оглядки и страхов говорить с родителями о себе и первыми, к кому он пойдет с болями и неприятностями, будут его самые родные люди.

Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович