Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Дети разбрасывают свои вещи

Вопрос:

Дети разбрасывают свои вещи. Просишь их убраться, начинаются споры - а почему я, я в прошлый раз убирал. В итоге убираюсь сама, но меня на все не хватает. Как быть?

Ответ:

Здесь речь идет о самостоятельности, ответственности, а также о вашем умении налаживать контакт со своими детьми.

Важно вовлечь детей в обсуждение необходимости проведения уборок, чтобы они смогли сами проговорить список дел и осознать их количество. В процессе совместного обсуждения дети получат возможность оценить серьезность проблемы и выбрать для себя наиболее подходящий список дел, которые и станут их обязанностями. Стоит обратить внимание на количество доверенных каждому ребенку дел. Чтобы они не тяготили детей, желательно проследить, чтобы пунктов, за которые они несут ответственность, было не более 3-4. Иначе ответственность за свой выбор может показаться им слишком тяжелой.

Важно заранее обговорить сроки выполнения дел, а заодно спросить у детей, есть ли необходимость в напоминаниях или они самостоятельно будут следить за собой и выполнением дел. Не будет ничего страшного, если вы пару-тройку дней проследите за детьми. Если они будут забывать выполнять дела из своего списка, стоит напомнить о них мягко и дружелюбно.

Когда навык исполнения обязанностей будет сформирован и дети с видимой легкостью будут справляться с ними, можно предложить им взять на себя добавочную нагрузку. Это предложение может оказаться кстати в какую-нибудь знаменательную дату - в день рождения или Новый год, ведь ребенок подрос, окреп и стал способен на большее.

Для каждого ребенка очень важно взаимодействие с родителем. Совместные дела, обсуждение, комментирование дел помогают ребенку сориентироваться в мелочах (какую бытовую химию лучше выбрать, тряпку из какой ткани лучше подобрать). Детям не всегда знакомы такого рода бытовые мелочи, и родители, прежде чем спрашивать с ребенка, должны вложить в него необходимую информацию.

Важно получать положительные эмоции от взаимодействия. Совместная работа, оставляющая светлые воспоминания, закрепит в детях благожелательное отношение к этому виду деятельности, и им захочется возвращаться к нему снова и снова.

Не стоит забывать о свободном выборе ваших детей. Каждый из них вправе определять, в какой момент он приступит к исполнению обязанностей и какова будет их очередность.

Постепенно делая выбор и принимая за него ответственность, дети привыкнут к самостоятельности и будут способны практически в полной мере обслуживать себя и других, что станет заметным прогрессом.
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович