Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Мальчик копирует поведение умершего брата

Вопрос:

Здравствуйте! Младший братик копирует поведение умершего брата. Стоит ли этого пугаться и что нам делать?

Ответ:

Здравствуйте!
Одним из самых серьезных потрясений для ребенка является смерть кого-то из домашних, включая брата или сестру.
В дошкольном детстве у детей представление довольно смутное. На уровне чувств, интуиции он может осознавать, что умирание – неприятный, но естественный процесс. При этом он пока не понимает, возвратится умерший брат или нет. Поскольку такое серьезное событие произошло слишком рано для его развития, он переживает его согласно своим возможностям.
Понимание человеческой смертности складывается в возрасте между 5 и 9 годами. Влияет на характер восприятия смерти также и возраст, в котором он сталкивается с утратами, и то, как именно он столкнулся с ней. Очень важно помочь ребенку пережить утрату. Если этого не произойдет, то в дальнейшем у него могут возникнуть специфические поведенческие проявления, которые связаны с переживанием произошедшего.
Внезапно наступившее отсутствие брата, судя по всему, вызвало в вашем случае посттравматическую реакцию, которая выразилась в том, что оставшийся ребенок стал повторять умершего. Его поведение объяснимо: при утрате связи с ушедшим, малыш старается восполнить недостаток потерянного общения именно с этим человеком, с его личностью. Дети доподросткового возраста отличаются тем, что не способны поверить, что что-то может быть невозможно. Они практически абсолютно верят в свои возможности и силы, в возможности этого мира. В том числе и в то, что умерший все равно может быть рядом, жить, действовать, взаимодействовать с ним. Но поскольку объективно, физически это невозможно и не происходит, он как бы размывается и становится частично своим братом. Таким образом ребенок старается посильно адаптироваться к тяжелым событиям, происходящих в реальности, по мере возможностей взаимодействовать с ней. Однако здесь очень важно вовремя остановить именно такой способ адаптации и взаимодействия.
Для родителей важно психологически разделять ребенка и умершего брата, даже демонстрировать это разделение. Необходимо избегать сравнений с братом: “А что бы брат на твоем месте сделал?”, “Теперь ты должен на него равняться”. При разговоре о переживаниях важно подчеркивать разницу между позициями: “Что ты думаешь по этому поводу?” или “Что бы ты сказал своему братику?” Возможно, такие вопросы будут вызывать негативную реакцию, злость, раздражение. Это типично для процесса переживания горя, мало того, в данном случае вы лишаете его того способа реагирования, который он сам выбрал. Если выбранная стратегия будет малоэффективной, обязательно обратитесь к психотерапевту.

Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович