Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Ребенок-лидер

Вопрос:

У меня ребенок-лидер. Хорошо это или плохо? И как с этим быть?

Ответ:

Здравствуйте! Вопрос о том, хорошо или плохо, что ребенок – лидер, у современных родителей возникает довольно часто. Обычно он начинает стоять остро, когда выявляются негативные последствия этой черты личности. Поначалу кажется, что поведение лидера в современном обществе гораздо благоприятнее для ребенка, чем поведение ведомого. Лидерство приобрело практически синоним успешности. Но есть в этом положительном и темная сторона.
Одна из часто встречающихся ловушек в том, что родители детей с лидерским складом характера часто чувствуют себя в чем-то слабее своего ребенка. Это ведет к тому, что они отступаются от воспитательской обязанности по отношению к нему. При этом любой ребенок имеет необходимость в авторитетах и примерах для подражания.
Командный тон, и не только среди ровесников, но и в семье, своенравие, агрессия в ответ на какие-либо запреты, – такое поведение нередко принимают за лидерство и считают свойствами сильной личности. В таком случае родители, даже страдая от подобного поведения, втайне гордятся своим ребенком, видя в нем силу характера, раскованность и энергичность.
Когда ребенок таким поведением добивается желаемого и тем более распознает пусть немое, но одобрение, такие способы получения своего закрепляются.
Главная проблема в том, что, в противоположность лидерству истинному, подобное псевдолидерство говорит о несамостоятельности ребенка. Для чего учиться что-то делать самостоятельно, если все сделают другие, стоит только хорошенько нажать?


Настоящие лидерские качества и задатки

Ребенок-лидер влияет не за счет истерик и приказаний. Настоящий лидер способен завлечь в какое-либо занятие (игру, забаву, мероприятие) других детей, понятно и внятно разъяснить правила, не бежит от ответственности, столкновений. Он будто бы ничего необычного не делает, однако как-то отличается от остальных, привлекая к себе.

Истинный лидер будет таковым где угодно. Если ребенок в семье всеми командует, а в садике тихий и молчаливый, то вероятнее скорее это только метод контактирования с домашними, а не черта личности.
Ребенок-лидер обладает особым образом мышления, любит составлять планы, просматривать всевозможные варианты, при этом подобные черты могут обнаружиться в очень раннем возрасте, в 3–4 года.

Ребенок-лидер проявляет признаки самостоятельности так же в раннем возрасте, не дожидается, когда за него все решат и сделают взрослые, стремится сам себя занимать, придумать себе игры.

Чаще всего маленькие лидеры – отличные наблюдатели. Они рано обнаруживают интерес к поведению людей и их взаимоотношениям. Ребенок-лидер без криков и конфликтов может убедить ровесников, например, отдать игрушки или поделиться ими. При этом они будут пользоваться не хитростью и обманом, а показав выгоды для других детей.

В коллективе ровесников лидер зачастую берет на себя роль «арбитра» в каких-либо инцидентах или столкновениях.

Как быть родителям детей-лидеров

1. Прежде всего, важна последовательность. Говоря ребенку, что не потерпите его приказного тона, а после этого в его присутствии одобряете его поведение в разговоре с подругой, говоря, что у него «сильный характер», вы провоцируете его то, что он будет проявлять свой «характер» еще усерднее.

2. От родителей потребуется самостоятельно увидеть грани между конструктивном и деструктивном и объяснить ее ребенку. Добиваться желаемого – хорошо, однако стоит подбирать для этого способы, не ограничивающие и не обижающие окружающих.

3. Истинный лидер – тот, кто может достичь вершин не за чужой счет, а вместе с остальными. Имеет большое значение развитие у ребенка-лидера ответственности за себя, за тех, с кем он взаимодействует, умение ценить общее дело, а не только личные амбиции. Необходима работа в этом направлении.

4. Родителям такого ребенка важно поддержать своего ребенка в поиске дела, где бы он смог самовыражаться. Это может быть спорт, научное общество, творчество - все, что угодно, главное, чтобы это было ему по духу. Если ребенок-лидер не сможет своевременно себя найти в каком-то занятии и не выразить себя как лидера, его будут мучить нереализованные лидерские наклонности, которые легко могут спровоцировать озлобленность, ревность, тщеславие, зависть к более успешным ребятам.

5. Дети-лидеры весьма чувствительны к оценке, с трудом воспринимают критику, тяжело переживают промахи и неудачи. Крайне важно с раннего возраста учить малыша принимать критику как толчок к развитию, просчеты – как уроки жизни, а неудачи – как обязательное явление на дороге к успеху и достижению поставленной цели.

6. Родителям детей-лидеров важно оказывать внимание к воспитанию моральных качеств, к стремлению к высоким ориентирам. Необходимо осознать, что в вашей семье растет и формируется личность, которая способна повести за собой остальных, поэтому особенно значимо не только, куда он сам пойдет, но и куда поведет других. Чтобы понять примерный вектор направления ребенка и то, что он в данный момент выбирает, можно понаблюдать за тем,каких кумиров он для себя выбирает в сказках, мультиках, в кого он играет, кому подражает. Кто это - благородный рыцарь или отъявленный злодей? Выявление вектора движение поможет вовремя его скорректировать, перенастроить.

Также в помощь родителям детей-лидеров можно привести одну из психологических формул, которую вывели наши коллеги - детские психологи: говорите ребенку за 1 день не более 3 «нельзя» и на каждый запрет в противовес по 3 «можно». Например, нельзя смотреть 5 мультик подряд. Зато можно погулять подольше во дворе или почитать перед сном.
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович