Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Аналитический отчёт по проекту: что писать, а что нет?

Вопрос:

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать отчёт по проекту?

Ответ:

Одним из важных завершающих этапов реализации проекта является анализ полученных результатов и эффективности проекта в целом. Касательно проекта в рамках целевого финансирования деятельности НКО данный этап завершится составлением и представлением донору отчетности. Отчетность по проекту чаще всего делится на 2 составные части – содержательная (аналитическая) и финансовая.
Для качественной подготовки аналитического отчета необходимо начинать делать его с начальных этапов реализации проекта. Чаще всего донор при финансировании проекта устанавливает определённые требования к отчетности, с которыми важно познакомиться до начала деятельности и иметь их в виду во время реализации проекта.
При составлении отчета по проекту необходимо в установленной форме ответить на следующие вопросы:
- достигнута ли цель проекта и в какой мере?
- как и в какой мере изменилась ситуация (проблема)?
- получил ли проект значимые результаты (эффекты) не учтённые на этапе планирования?
- насколько реализация проекта соответствовала плану?
- какие факторы (учтенные и неучтенные в проекте) способствовали или мешали реализации проекта?
- какие позитивные изменения произошли у целевой группы в результате реализации проекта?
Отчет должен быть логичным и понятным в плане соответствия описываемых достигнутых результатов и поставленных в проекте целей и задач. В аналитическом отчете описываются реализованная деятельность и проведенные мероприятия (в соответствии с календарным планом) с указанием достигнутых количественных и качественных результатов и анализом их влияния (значения) на достижение цели проекта. В случае расхождения достигнутых и запланированных результатов необходимо провести анализ причин и последствий и описать их в отчете. Также важно описать все незапланированные последствия, как положительные, так и отрицательные.
В случае получения негативных последствий и/или не достижения запланированных результатов и невыполнения поставленной цели крайне важно провести всесторонний анализ ситуации с указанием объективных причин. Особенность проектного подхода в том, что по сути это практическая попытка апробации гипотезы социальных изменений. Исходя из этого у проекта может быть отрицательный результат или незапланированные эффекты. Проведение анализа и определение причин возникновения такой ситуации – более грамотный и ответственный способ выйти из неё, нежели фальсификация «положительных результатов» или утаивание негативных моментов.
Что не стоит писать в аналитическом отчете по проекту:
- описывать всю деятельность организации в период реализации проекта, которая не относилась к данному проекту,
- описывать результаты деятельности организации, не имеющие отношения к проекту и/или целевой аудитории проекта,
- внутренние субъективные сложности в реализации проекта, негативно характеризующие организацию и/или основных исполнителей, в случае если они не оказали существенного влияния на реализацию проекта.
Частые ошибки при подготовке отчета:
- нарушение сроков и форм предоставления отчетности,
- существенные несогласованные с донором расхождения между планом реализации проекта и фактическим его осуществлением,
- отсутствие (недостаток) необходимых подтверждающих документов,
- отсутствие анализа полученных результатов, в том числе отрицательных и/или меньших, в сравнении с запланированными,
- фактические ошибки в статистических данных внутри отчета (разных отчётах по одному проекту).
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович