Ресурсный центр клубов молодых семей Нижегородской области


Нижегородская областная общественная организация Семейный центр «Лада»

Как измерить качественные показатели?

Вопрос:

Добрый день! Качественные показатели в проекте очень трудно измерить. Скажите, как это сделать грамотно?

Ответ:

Качественные показатели по своей сути трудно или неизмеримы в объективных единицах (штуках, количестве, массе и т.д.).
Наиболее часто для оценивания качественных показателей прибегают к помощи экспертов. Иногда качественные показатели можно представить в численном виде, косвенно, измеряя некоторый другой показатель. Например, удовлетворённость участников дворовых праздников можно подтвердить косвенно увеличением количества участников последующих подобных мероприятий. Но в большинстве случаев различным значениям качественных показателей искусственно приписывают некоторые числа (проценты, баллы), как бы переводя их в разряд количественных. Например, удовлетворённость клиентов проекта можно измерить посредством анкет обратной связи, попроси их оценить в баллах (от 1 до 10) степень удовлетворенности тех или иных запросов, или теми или иными мероприятиями проекта. Такой подход позволяет установить и измерить предпочтения между разными объектами оценки по одному или нескольким признакам (сравнить удовлетворенность разными мероприятиями), которые нельзя оценить непосредственно числом.
Однако такой подход не позволяет оценить степень различия между альтернативами и может в некоторой степени (в том числе за счет субъективности) привести к необоснованным выводам. С другой стороны – наличие даже субъективных оценок качества лучше, чем полное отсутствие оценки. Поэтому при разработке и описании любого проекта необходимо устанавливать количественные и качественные показатели успешности. Причём, они должны быть взаимосвязаны логикой проекта и, те и другие необходимо измерять.
При описании любых качественных показателей желательно указать и методику оценки данных показателей. Так, это может быть экспертная оценка (например, качество и эффективность разрабатываемой методики или социальной технологии) или субъективная оценка качества в числовом виде (% удовлетворенности), или косвенная оценка качественного показателя посредством анализа связанных количественных значений.
Также качественной оценкой может стать существенное изменение проблемной ситуации с позиции достижения цели проекта. Например, если целью проекта является снижение остроты такого явления как булинг в школах города, то качественным показателем может быть – овладение педагогами эффективными педагогическими методиками работы с подростками по профилактике травли. Из чего можно сделать допущение (подтверждённое экспертной оценкой или ссылкой на опыт организации), что педагоги смогут и будут использовать данные методики, что приведёт к достижению цели проекта.
Ответил специалист:
Скуратовский Сергей Максимович